Александр Трегуб

18


Александр Трегуб

Мой сегодняшний герой обучаясь в Киевском политехническом университете по специальности “инженер связи” уже на третьем курсе понял что связистом ему не быть.

В это время начал пробовать себя в веб-дизайне, параллельно проводил поиски работы дизайнера по принципу “хочу научиться всему, денег не надо”.

После чего последовало много проектов, компаний, несколько лет беспрерывной работы и развития. Жажда знаний - вот что на протяжении этого времени преследовало моего героя.

Как и все мои гости мысль о собственном деле нашла его. Это проекты: “Projector” и “Телеграф”.

Это Александр Трегуб, человек, который не просто по другому подошел к процессу обучения специалиста, но и реализовал это в жизни!


Ты хорошо учился в школе?(00:59)

Да, в школе отлично учился. Был золотым медалистом.

“Я верю, что шесть лет своей жизни можно было провести продуктивнее.” (твоя цитата) Как бы ты сейчас распорядился этим временем?(01:06)

Александр: Не факт, что им я бы распорядился совсем по другому. Мы сейчас говорим про университетские годы, да?

Андрей: Да.

Александр: Я думаю что шесть лет впустую потраченного времени точно можно было потратить лучше, и при этом я не являюсь противником университетского образования. Образование, которое я получил, было откровенно плохим, формальным, никому не нужным, такая имитация образования. Да конечно, если бы я знал, то сразу шел бы работать и не парил бы себе мозги.

Андрей: То есть это можно воспринимать как совет сегодняшним школьникам?

Александр: Нет, я думаю что нужно получить хорошее образование (смеется).

Андрей: В “Projector”, да?

Александр: Нет, не обязательно. В “Projector” нет пока еще высшего образования, по этому, я не думаю, что это хорошая идея, заменять вышку обучением в “Projector”. Другое дело, что “вышку” нужно получать крутую.

Ты окончил университет?(01:55)

Да.

Что первое, ты произвел как дизайнер? Опиши, какой сейчас ты видишь свою ту, первую работу.(01:56)

Я не помню, потому что в фотошопе сидел лет с десяти и пересаживал головы одноклассникам, это было все такое баловство, но прикольно, мне нравилось.

Ты считаешь база верстки печатных журналов, помогает дизайнеру как фундамент будущих знаний?(02:15)

Да конечно. По типографике хороший дизайнер узнается по отношению к плохому. Парень который не может сверстать блок текста, обычно не умеет много чего еще. Это такая основа этикета, можно сказать, культуры. Можно быть некультурным человеком, материться при каждом слове, для дизайнеров аналог 一 умение работать с буквами.

Как ты ставишь себе цели, как ищешь мотивацию достичь их?(02:40)

Александр: У меня цели всегда страшные. Я ставлю цели на перед, и такие до которых я неверию что можно дотянуться, но дотягиваюсь (смеется).У меня всегда цели стоят на год, и пять лет. На год я ставлю реалистично-амбициозные, а на пять лет, нереалистично-амбициозные.

Андрей: И достигаешь?

Александр: Обычно достигаю чего нибудь другого, потому что конечно пять лет это большой промежуток, жизнь заводит в другие места, но для меня это тоже прикольно.

Ты больше предприниматель, или дизайнер?(03:14)

Дизайнер. Дизайнер, но я думаю что эти штуки разделены искусством (смеется).

Расскажи что для тебя личный бренд, и как ты строишь свой?(03:22)

Я не строю свой бренд. Я строю проект, лицом которого мне иногда приходится быть. Поэтому да, у меня есть ощущение иногда публичности, которую я должен тащить. Но я сам то интроверт, мне приятнее сидеть в комнате одному. По этому никакой осознанной публичной деятельностью я не занимаюсь и не хочу заниматься.

Чему, ключевому для себя, ты научился на работе в студии Артемия Лебедева?(03:46)

Александр: Адскому терпению (смеется) и такой несгибаемости под ударами плетки. Когда тебя прессуют очень жестко директора, менеджеры, клиенты. Когда директора требуют от тебя не просто хороших решений, а решений которые круче чем ты умеешь сегодня, это очень тяжело, но кожу такую бронированную воспитывает.

Андрей: Провоцирует развиваться?

Александр: Да конечно, ну это среда в которой ты либо развиваешься или уходишь.

Что самое сложное ты иллюстрировал?(04:32)

Александр: Я не иллюстратор, ничего не иллюстрировал. Смотря как относиться к слову “иллюстрировал”, потому что можно и словами что-нибудь проиллюстрировать. Картинки, я не рисую.

Андрей: Чем ты в основном занимаешься?

Александр: Я занимался чем угодно, кроме рисования картинок, потому что, как ты сказал я учился в КПИ, по этому я никогда не учился и не умел рисовать. Но при этом как дизайнеру, мне приходилось делать сайты, проектировать приложения, а это вообще не про рисование, делать логотипы, граф дизайн, коммуникацию - это тоже больше про проектирование где как правило смысл гораздо важнее чем сложность нарисованного.

Почему ушел со студии Артемия Лебедева?(05:22)

Видел что в других местах я могу расти быстрее.

Расскажи о ситуации и о мыслях, у тебя в голове, когда ты понял что хочешь собственную компанию.(05:27)

“Projector” 一 это мое первое собственное дело, у меня не было мысли о том, что я создаю бизнес, я очень плохо верю в истории когда кто-то создает бизнес и думает что для этого нужно сделать. “Projector” родился из моего опыта преподавания, в какой-то момент мне стало тесно в тех проектах где преподавал, по этому я решил вместо того чтобы пытаться навязывать другим людям свои взгляды сделать свой проект и оказалось что то, как он организован многим нравится.

Опиши свой последний день наемного сотрудника. С какими чувствами, мыслями в голове ты выходил в конце дня из офиса?(06:03)

Александр: Очень страшно (смеется). Конечно страшно, я работал в студии “Академия” с отличной командой, на замечательных условиях и ушел в такую туманную безвестность на гонорары в разы ниже, чем были там, но зато будет что вспомнить.

Андрей: То есть страх?

Александр: Ну не было прям такого страха, потому что я уже к этому моменту понимал что наше дело бравое и движется. Я не уходил прям делать “Projector”, довольно долго, около года, делал “Projector” и работал в студии одновременно, пол ставки там, пол ставки здесь. По этому уходил со страхом что если мы провалимся то наверно моей семье будет нечего есть, но з другой стороны я могу применить себя в других местах.

Чем для тебя лично является проект “Projector”?(06:54)

Это мое детище, я вот недавно для себя сформулировал 一 это штука, которой хочется служить. Я вот слышал интервью очень большого предпринимателя, его спросили: “что ты считаешь самым важным в своей работе”, и он такой: “умение служить”. Я думаю: “что серьезно, умение служить? Это лузерство какое-то”. Сейчас я понимаю, лет семь или восемь прошло с того интервью, что хороший проект, хорошая работа возникает в тот момент, когда тебе хочется служить этой вещи, не тебе служат, а ты ей служишь. В этот момент начинаешь получать максимальное удовольствие.

Некоторые люди считают что профессия “дизайнер” делает мужчину более женственным, это правда?(07:33)

Александр: А что такое мужчина более мужественный или более женственный?

Андрей: Мне кажется что дизайнеры просто не боятся выражать свои чувства, а остальные мужчины боятся это делать.

Александр: Ну я не знаю как дизайнер больше или меньше выражает свои чувства, музыканты по моему больше выражают свои чувства чем дизайнеры. Дизайнеры выражают свою амбицию, свой вкус, свой кругозор, нет я не вижу связи (смеется).

Чем, для тебя лично, является дизайн?(08:01)

Дизайн 一 это способ узнавать мир, это способ улучшать мир. Узнавать, имею в виду то что когда ты работаешь над любым проектом ты должен погрузиться в совершенно незнакомую тебе тему, каждый новый проект сильно тебя обогащает. Улучшать мир, хороший дизайн 一 это попытка увидеть плохое и предложить на его место хорошее.

Когда ты перешел порог в тридцать лет, твое мышление как-то поменялось?(08:27)

Начали суставы болеть (смеется). Наверно оно плавно как-то меняется, не было такого чтобы ударило по голове. Ловлю себя на том, что вкусы становятся все менее радикальными, что больше нравятся такие спокойные, мягкие, утонченные вещи.


Как ты заставляешь себя не влюбиться в проект, который делаешь?(09:05)

Александр: А почему в него нужно не влюбиться? В него нужно влюбиться конечно же.

Андрей: На одной из своих лекций ты рассказывал о том, что важно дизайнеру не влюбляться в свой проект, поскольку ты не сможешь в дальнейшем его редактировать когда бизнес заставит тебя это делать.

Александр: Я там не так формулировал, там было сказано что нужно любить проект, но не влюбляться в него. Это имеет значение, влюбленность в проект клиента, я здесь вообще никаких проблем не вижу, всегда влюбляюсь в свои проекты, но влюбляться в свое решение никогда нельзя, это правда. Потому что, очень больно когда у тебя его забирают.

Андрей: Так какие действия ты все таки делаешь чтобы не влюбляться?

Александр: Какие действия, взрослее к этому подходишь, просто смотри, когда ты молодой дизайнер и у тебя наконец-то что-то получилось ты думаешь “боже мой это лучшее произведение в моей жизни”, а вдруг приходит какой-то жлоб, берет нож и разрезает твое произведение на десять миллионов кусочков. И это конечно больно, а в тот момент когда ты становишься более опытным, более взрослым человеком, ты понимаешь что на место этого решения, если его разрежут, ты просто принесешь другое.

Как натренировать свой мозг, чтобы рисовать 20 разных инопланетян за час?(10:27)

Тренироваться надо. Мозг 一 это мышца, она тренируется, если вернуться к вопросу о студии Лебедева, наверное лучшее, что я оттуда вынес 一 это необходимость за час рисовать двадцать разных инопланетян. Вся работа там устроена именно так.

Опиши качества хорошего дизайнера(10:50)

Желание служить, приносить пользу, способность стать на место другого человека.

Что должен уметь арт-директор?(10:59)

Общаться с людьми.

Сколько процентов от успеха бизнеса занимает упаковка на стадии его запуска?(11:03)

Чем хуже продукт, тем больше внимания уделяется его упаковке, я сторонник того чтобы делать хороший продукт, а упаковка потом сама обрастает. Вот в случае с “Projector” мы очень мало занимаемся упаковкой, но делаем хороший продукт, по этому его упаковывать даже не нужно.

Почему дизайнер видит мир ярче?(11:59)

Кто сказал? Нет, дизайнер не видит мир ярче. Я думаю что он видит мир так же как и другой человек, но у дизайнера есть несколько проф. деформаций которые заставляют видеть в каких-то штуках то, чего не видят другие люди.

Если это графический дизайнер, то он замечает какие-то ритмы на улице, смотря на канализационный люк думает там: “о, прикольно, ритмически повторяющиеся полосочки”.

Если это дизайнер в широком смысле этого слова, идет, спотыкается об бордюр, любой другой человек пройдет дальше и скажет что-нибудь скверное, дизайнер подумает как сделать так, чтобы в этом месте не спотыкался другой человек.

Давай представим что у меня есть друг “Вася” - молодой дизайнер, который живет сейчас в маленьком городке, но очень хочет стать топовым дизайнером в мире. Можешь подсказать сценарий действий, которые нужно ему совершить чтобы пройти путь от “зеленого” дизайнера в маленьком городке, до одного из топовых мировых дизайнеров?(12:43)

Александр: Я думаю что не в городе дело, в Украине есть огромное количество прекрасных дизайнеров которые работают в маленьких городах. Интернет сильно все упрощает, некоторые из них заезжали в Киев всего несколько раз в жизни. Вопрос скорее в том, как стать дизайнером, который нужен в мире, нужен не твоему подъезду, а миру. Но это вопрос гораздо более сложный, там про путь развития, про то как делать нужные кому-то вещи.

Андрей: То есть все таки искать, то что людям нужно и стараться бить именно в эту стезю?

Александр: Я общался с несколькими дизайнерами с небольших городов, которым казалось что их принадлежность к какому-то месту блокирует их возможности, уменьшает шансы на успех и т.д. И да, конечно в Киеве возможностей больше, потому что здесь есть индустрия, здесь есть огромное количество компаний, в общем есть больше возможностей для того чтобы зарабатывать деньги дизайнеру. Но совсем не обязательно заходить через индустрию, ты можешь быть дизайнером, который удивляет мир, и для этого тебе не нужен ни Киев, ни Нью-Йорк, ни что-либо.

Каким ты видишь дизайн в будущем?(14:05)

Точно таким же. Ну если мы говорим о том, что дизайнер 一 это парень, который чинит бордюры, то у него просто меняются бордюры. Когда появятся летающие корабли, он будет думать как сделать этот корабль более удобным. А то что будут меняться технологии, материалы, это уже проходили люди тысячелетиями, дизайнер от этого не меняется. Леонардо Да Винчи был наверное самым крутым дизайнером своего времени, он делал то же самое, что делают ребята сегодня на его месте.

Ты считаешь, в Украине живут самые талантливые люди?(14:37)

Нет конечно. С чего бы это, я думаю что талант распределен одинаково по земле (смеется).

Тут такой момент, не нужно себя возвышать там где оно того не стоит. Украинский человек ровно такой же нормальный, обыкновенный как человек американский, нигерийский, английский и т.д. Не вижу никаких сверх особенностей ни у кого из них. При этом есть паттерны поведения которые нам в каких-то местах помогают, в каких-то мешают. Из за того что мы более голодные, более изворотливые, нам больше нужно. По этому когда я слышу обсуждения как украинские дизайнеры попадают на запад, очень часто не могут понять, почему там все сидят на диване и ничего не делают.

Вот прям в Германии у меня несколько друзей говорят очень расслабленная обстановка, когда никому ничего не надо потому что есть пособия, выплаты, все эти вещи очень хорошие. Украинец, он понимает что должен работать для того чтобы чего-нибудь добиться. У нас очень плохо все с самоидентификацией, мы плохо в себя верим, плохо верим в то, что мы можем задавать какой-то тон в мире, а не только копировать тренды. Вот это одна из моих внутренних задач, помочь появиться поколению, которое само задает тренды в мире. А нам не нужно ничего кроме веры в себя и желания удивлять кого-то кроме своей бабушки.


Чтобы понимать от чего ты отказался, какая зарплата у тебя была в студии Артемия Лебедева на момент увольнения?(16:04)

Тёма всегда очень просит сотрудников не распространять эти цифры, потому я думаю будет не очень корректно называть зарплату у Лебедева. Но она была абсолютно нормальная, среднерыночная, ничего фантастического.

Как тебе пришла в голову идея о “Projector”?(16:23)

Когда работал у Тёмы, я познакомился с Мишой Рыбачуком, он был на тот момент арт-директором smart кафе “Bibliotech”. И Миша был одним из первых киевских арт-директоров который пытался настроить лекционную программу в только зарождающихся креативных пространствах.

Он тогда договорился, что ребята из студии раз в месяц, или реже, читали лекции в “Bibliotech”. Кода такая договоренность появилась, меня сразу пихнули в перед, а сами сказали: “ну давай” (смеется). В этот момент мне пришлось очень интенсивно приготовить кучу каких-то лекций, это на самом деле очень прокачивающий крутой опыт. Я начал выступать, это был период когда было очень мало лекций по дизайну в Киеве, туда приходила куча народу, этот зал был забит битком.

В этот момент у меня появилось ощущение, что мне интересно преподавать, из это всей истории вырос курс по веб-дизайну который я провел в “Школе визуальных коммуникаций”. Провел его толи два, толи три раза и решил что кажется сам я могу не хуже, в этот момент появился “Projector”.

Сколько лет “Projector” на рынке?(17:30)

Нам только что стукнуло 3 года.

Сколько филиалов у вас сейчас действует, и где?(17:33)

Мы работаем в трех городах: в Киеве, Одессе и во Львове.

Какой сейчас оборот?(17:39)

Александр: В деньгах?

Андрей: В деньгах, в месяц и в год.

Александр: Я приблизительной даже цифры не готов сказать, все что могу сказать - это то, что оборот довольно большой, а моржа довольно маленькая. Скажем так, если у кого-нибудь есть задача заработать деньги, лучше зарабатывать чем-то другим (смеется).

Сколько курсов вы сейчас преподаете?(18:01)

Одновременно проходит 30+ курсов, всего программ, по моему, около 55.

Сколько людей уже прошло обучение у вас?(18:10)

Сколько обучилось не считал, одновременно учится 400-450 человек.

Какой средний чек?(18:16)

Александр: На человека? LTV?

Андрей: Да.

Александр: Я очень безграмотный в этих вопросах, серьезно, я тот дизайнер который в бухгалтерию слабо влазит. Все, что могу сказать, это у нас стоимость курса в около 4 500 гривен в месяц. Как правило курсы длятся три месяца, есть годичные курсы например, есть сумасшедшие студенты которые учатся на всех курсах подряд.

Андрей: Есть толк с них?

Александр: Да конечно. Вообще из своего позиционирования мы исключили любые карьерные разговоры, потому что они не совсем честные. Мы не хотим обещать то, что ты поучился на курсе и сразу стал каким-то невероятным, высокооплачиваемым специалистом, потому что это не правда. Но ребята которые приходят, толковые и талантливые к этому делу, которые приходят сюда за развитием, как правило, делают очень хорошие карьеры. Есть курсы, после которых эти ребята на рынке стоят реально Х2 по отношению к тому, что у них есть сейчас. Ровно по тому, что здесь есть курсы со знаниями, которых очень не хватает вокруг.

Известно что в “Projector” ты вкладывал только свои деньги, так сколько конкретно вложил?(19:23)

Удивительно, я тоже это не считал, думаю что в него всего вложено около 30 000$, которые отбились.

“Projector” известен тем, что проводит отбор, конкурс на свои курсы. Это популярность или специфика обучения?(19:37)

И то, и другое, потому что:
Популярность. Мы не можем брать всех желающих (смеется) потому что на большинство курсов их больше, чем у нас есть мест, а значит нам приходится отказывать. По этому отбор 一 это самый честный способ отказать человеку.
Специфика обучения, потому что большая часть курсов профессиональные, не для новичков 一 это значит что прийти туда не со своим уровнем, это просто бессмысленно и для студента, нас, для куратора который там мучается с отстающими ребятами и т.д. По этому одна из наших задач хоть сколько-то выровнять уровень группы и впустить туда тех, кто потянет.

Как проходит процесс отбора?(20:29)

Иногда это тестовое задание с мотивационным письмом, иногда это личный экзамен. Вот на годичных курсах у нас и мотивационное письмо, и личный экзамен, и собеседование, но это год, потому цена просто высокая.

Как вы продвигаете “Projector”? Это в основном сарафан?(20:44)

В основном сарафан, сейчас мы начали по немножечку пользоваться благими возможностями, которые дарует нам Facebook по платному продвижению. Мы провели ряд действий для лучшей видимости в Google, вот собственно и все.

Во время курса вы можете попрощаться с каким-то студентом?(21:02)

Во время годичных курсов это у нас прописано в формулу, мы делаем отсев после первого полугодия, по формальным признакам: выполнение проектов, количество балов и т.д.

На коротких трехмесячных курсах мы не выгоняем по ходу курса, студент всегда имеет возможность догнать если он где-то отстал. Но мы не даем ему диплом если он не соответствует формальным требованиям.

Лекторы курса получают деньги?(21:28)

Да конечно, и получают хорошо.

Понятно что для лектора деньги не главное, поскольку это и так успешные люди, что является для ваших лекторов стимулом делиться своими знаниями?(21:32)

Конечно первичная мотивация 一 желание поделиться опытом, это как такая потребность в наставничестве, которая возникает у многих опытных ребят, не у всех конечно, но у многих, вот их мы стараемся отследить и прикрасить.

Имиджевая составляющая конечно, человек которые преподает, к нему относятся в определенным уважением.

Деньги не такие маленькие чтобы их не брать в расчет. Они, как правило меньше чем куратор зарабатывает в другом месте, но вполне ощутимы. На самом деле зависит от его сегодняшней позиции, потому что вот у нас есть преподаватели, которые преподаванием зарабатывают больше.

Чем хорошо делать бизнес сейчас именно в Украине?(22:15)

Александр: Так ничего не сделано, вокруг ничего не сделано, а значит что ты не сделай, если оно достаточно толковое, твой продукт будет нужным.

Андрей: А чем плохо?

Александр: Я не знаю чем плохо, всем хорошо. Ну чем плохо, люди бедные, просто у людей меньше денег чем оно стоит. Но при этом учитывая что в Украине очень низкие налоги, ну ФОП платит 5% от оборота - это безналоговая ситуация. Учитывая то, что в Украине все таки очень мало регуляции, я думаю что условия для бизнеса очень хорошие, но конечно есть обратная сторона, со всеми этими не чистыми проверками и т.д.

Ты являешься основателем и проекта “Телеграф“ - сколько у вас сейчас в среднем читателей в месяц?(22:59)

У нас около 70 000 посещений в месяц. “Телеграфчик” постоянно растет и развивается. Мы сначала его сделали как любимое дитя, которое просто нас радовало, потом оказалось, что оно радует кого-то еще. Вот сейчас думаем о том чтобы поставить его на какие-то более устойчивые рельсы.

В чем твоя личная выгода от “Телеграф”?(23:22)

Ну деньгами эта выгода точно не меряется. Если говорить про другие выгоды, телеграф видимо что-то добавляет к “Projector”, но что-то не измеримое, ну там не переходами, ни деньгами. Если померять, мы бы на эти деньги купили намного больше внимания, рекламы. Другое дело, что он все еще сильно не дорос до того состояния, когда будет вот прям большим инструментом, но сильно подрастает. Конечно “Телеграф” - это штука, когда в семьдесят лет у меня спросят, чем я занимался, скажу вот создал журнал по дизайну первый и единственный.

Что для тебя будет пиком развития в Украине?(24:01)

Мой пик, который я себе запланировал на пять лет вперед 一 это превратить “Projector” в университет. Дальше этой точки я мало заглядываю, она меня очень увлекает, она пока настолько недостижимая что я сижу и придумываю стратегии как это все осуществить.

Что будет после того, как мы превратимся в университет? Ну наверно мы должны превратиться в университет восточноевропейского масштаба.

Практика показывает что получить лидерство в какой-нибудь теме не так-то сложно даже в европейских масштабах. Вот мы сейчас провели конференцию для UI/UX дизайнеров “Крупа”, на нее пришла тысяча человек, мы сели посмотреть, а чего еще происходит вокруг 一 это одна из самых больших европейских конференций по дизайну. Среднеевропейские конференции очень редко собирают около тысячи человек. Следующую “Крупу” мы будем делать на 2,5-3 тысячи человек, и это уже однозначно будет или самая, или одна из самых больших в восточной Европе. Туда мы уже хотим привлечь намного больше ребят из Европы, США и т.д.

С университетом все то же самое, сделаем украинский универ, будем делать международного уровня.


С каким количеством новых людей в месяц ты знакомишься?(25:36)

Человек 8 в месяц.

Фильтруешь ли ты свой круг общения?(25:40)

Он фильтруется органически, я уже начал с того, что сам по себе очень замкнутый человек. Как управляющий “Projector” я должен, и на самом деле получаю удовольствие от того что общаюсь с кураторами, а они очень клевые ребята. У меня в этом смысле восхитительная возможность общаться с самыми крутыми ребятами рынка. Они все интересные, они все увлеченные, с каждым из них можно порассуждать о профессии, о жизни и вообще. Команда проекта тоже очень приятная для меня и радостная, круг общения сформирован просто тем, что у меня нет времени говорить с кем-то еще кроме кураторов, команды моих студентов, друзей ну и семьи конечно.

Тебя менторил кто-то?(25:33)

Прям так чтобы у меня был наставник нет. Конечно по ходу дел моими наставниками были мои арт-директора. Но не знали что они мои наставники (смеется).

Саша постоянно состоит в музыкальных группах, что для тебя лично музыка? Что она дает тебе?(26:43)

Если быть до конца откровенным, примерно пол года я уже не репетировал. Хотя мы проекты не закрывали, просто все стали какими-то взрослыми дядьками, и нет времени собираться. Что для меня музыка - музыка это что-то с чем я вырос, это то что было со мной, часть меня, моей самоидентификации.

В какой-то момент я начал играть, просто потому что мне нравилось это звучание. Кое-как научились играть всю эту музыку, старого британского рока. Это прям куча удовольствия, возможность сочинять песни, не ради денег, это очень важно, поскольку дизайн это всегда что-то коммерческое, а здесь за концерт маленькой группы платят 300 гривен на всех. И это развязывает тебе руки, потому что ты можешь делать то, что тебе очень нравится и ни о чем не думать.

Спорт - это хорошо?(27:50)

Да конечно.

Много ли ты путешествуешь?(27:57)

Очень мало, потому что у меня много детей, и каждый раз когда я хочу куда-нибудь поехать, у меня еще кто-нибудь рождается. Конечно еще год потом ты должен сидеть дома, потому что он тебя не отпустит.

Как ты изменился при появлении ребенка в твоей жизни?(28:09)

Поменялся конечно, какая-то ответственность появилась. Вот это ощущение служения наверное наилучше воспитывается на детях. Служить компании это что-то к чему нужно прийти, а детям если ты не служишь, ты выгребаешь от них же по этому у тебя нет больше выбора (смеется).

Какова твоя главная цель на 2018 год?(28:31)

Много целей, но на 2018 у меня наверное нет какой-то глобальной цели, скорее шаги к тем большим целям. В 2018 все должно стать больше, лучше, качественнее и т.д. Ни что-то такое прям программно заявочное.

Чем вдохновляешься?(28:50)

Александр: Я вдохновляюсь художественной литературой, старыми дизайнерами, которым мы и в подметки не годимся.

Андрей: Назови несколько дизайнеров.

Александр: Вот у меня на столе лежит Майкл Берут - это партнер “Pentagram”, знаменитой американской студии. Мне сейчас очень интересно понять как эти люди мыслят, почему они делают такие работы и приблизиться к ним хотя бы на мизинец, тоже большое счастье.

Расскажи историю одного из ваших учеников, что удивила и восхитила тебя больше всего.(29:18)

На самом деле замечательных историй много. Пожалуй я не могу сказать прям вот этот был удивительнее других, но вот я вчера выпускал своих студентов, у меня только что закончился трехмесячный курс и там были ребята, которые очень неопытные, прям совсем никакие на старте.

Глядя на то, что произошло с ними через три месяца, когда они рвали, резали. Одна девчонка подожгла руку мужа для того чтобы сделать упаковку для продукта 一 это была учебная домашка, я ей сказал что эта упаковка никуда не годиться, она меня чуть не укокошила (смеется). И при этом она сделала проект, который на выходе клиент принял как своего фаворита, а пришла самым отстающим студентом.

Такие штуки мне всегда приятны. Вообще мне всегда приятно иметь дело со студентами, которые растут во время курса, потому что если ты пришел, что-то умел и уходишь, что-то умеешь, я не понимаю здесь своей пользы, как преподаватель. А если ты пришел ничего не умел, а уходишь потрясающим, или просто хорошим 一 это мой большой успех. Самое интересное, это когда ребята приходят, и они уже молодцы, моя задача все равно их запушить так, чтобы они уходили намного более крутыми, чем приходили.

Можешь рассказать о своем личном самом большом провале в жизни?(30:44)

Из того, что запомнилось 一 это мы у Лебедева делали сайт Борисполю, меня там подключили без того, что я участвовал в переговорах с клиентом. Я нарисовал какую-то концепцию, Тёма эту концепцию поправил, и мне не нравилось как он ее поправил, но дизайнеры студии привыкли верить арт-директору.

Мы пришли на презентацию, там сидит совет директоров, все руководители аэропорта. Мы презентуем, менеджер с их стороны говорит: “да, спасибо, это все очень интересно, мы обсудим ваши идеи и что нибудь вам ответим”, в этот момент вскакивает директор аэропорта, швыряет стул и начинает просто благим матом на нас орать: “кто это рисовал, что это такое”, там просто летели предметы (смеется), мы такие сидели вжавшись в стулья.

А теперь совершенно противоположная вещь, вспомни самый счастливый момент в своей жизни.(31:42)

Когда дочка родилась.

Как ты понимаешь фразу “Мышление без границ”?(31:50)

Я полагаю что это просто шаблонная какая-то бессмысленная штука.

Потому что любая вещь, которая поражает и удивляет других людей, она всегда появляется от границ. На самом деле клевые дизайнерские решения, они всегда появляются от границ. Вот когда ты смотришь на чужую работы, ты думаешь: “блин как они это сделали”, в этот момент ты смотришь на историю чужого успеха и не видишь десяти лет его неудач, как его клиент, или покупатель, прессовал потому что все не то, и пришлось сделать это. Все удачные проекты, которые я знаю, рождены в муках. Ну вот прям не знаю противоположных историй.

Мышление без границ, я думаю это просто такой шаблон, который пытаются навесить на креативных ребят.

Расскажи о всех события в твоей жизни, что расширили твои личные рамки мышления. Это когда ты утром после них проснулся, и понял что ты уже другой.(32:53)

Конечно, то что связано с семьей 一 это появление детей.

Свадьба конечно как-то влияет на самоощущение.

Естественно успехи меняют ощущение, в тот момент когда ты сделал что-то важное: для меня это был музыкальный, удивительный день когда мы играли открывая концерт “Deep purple” в Киеве, как я говорил 一 это музыка на которой я вырос, да на следующий день ты просыпаешься и думаешь: “ох ничего себе парень” (смеется).

Назови, пожалуйста 5 людей, что изменили твое мышление. Как они это сделали? (34:20)

Это, Людвиг Быстроновский (лебедевский арт-директор), как он это сделал: он давал мне “розг” (смеется) и постоянно давал понять что можно быть более продуктивным, более толковым, уважающим клиента ради которого ты работаешь и т.д. Все эти вещи были прям замечательным испытанием.

Бренсон, когда я его прочитал, это было очень странно и непонятно, первую половину книги “К черту все берись и делай” я плевался от того, что какой-то самовлюбленный тип заработал денег и всех учит. Он действительно на меня повлиял, потому что я понял что наверное действие имеет большее значение чем намерение. Это помогает мне постоянно решаться на какие-то шаги и немножко меньше переживать.

Если говорить про современных ребят, меня поражает Маск. Не в том смысле что он раскрученный персонаж, а в том смысле, что какое нужно иметь виденье, наглость, для того чтобы заниматься созданием колонии на марсе. Если говорить про мышление без границ, наверное есть очень мало людей которых можно сюда привнести, но вот это оно.

Кто сейчас самый крутой дизайнер Украины? На твой взгляд.(36:02)

Я не могу это обсуждать, потому что все самые крутые дизайнеры Украины работают в “Projector”, назовешь одного, остальные обидятся.

Назови человека, проживающего в Украине, с самым масштабным мышлением которого ты знаешь.(36:12)

Если брать в публичной плоскости, то я не знаю там масштабных людей.

Если брать круг моего общения, конечно это просто маленький масштаб, но меня например вдохновляет Женя Кудрявченко со студии “Vintage”, который с нуля, из ничего, из упорства и дольки таланта создал одну из самых крутых веб-студий Европы и мира 一 это удивительно. При чем это как раз история удивительной веры в себя, это очень круто.

Что мотивирует тебя внутри двигаться дальше?(37:09)

Так у меня же на пять лет вперед заданий стоит, вот они меня и мотивируют.